1550

Есть ли связь между неправильными формами прикуса и нарушениями речи?

Зависимость речи человека от прикуса

Дикция и прикус тесно связаны между собой. Известно, что аномалии прикуса нарушают правильное функционирование органов речеобразования, а вредные речевые привычки, в свою очередь, влияют на нормальное развитие прикуса. Получается замкнутый круг.

Но не все так проблематично, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, при комплексном подходе к лечению можно добиться идеального баланса влияния друг на друга этих двух важных функций, без осложнений и нежелательных последствий.

Какая зависимость

Для начала нужно разобраться, что же такое прикус.

Прикус – взаимоотношение челюстных рядов в процессе смыкания зубов. Характер смыкания определяет вид прикуса. При этом ряды смыкаются в положении центральной окклюзии.

У новорожденных младенцев нижняя челюсть недоразвита. Для облегчения акта вскармливания, природой предусмотрено, чтобы нижняя противопоставленная костная структура была немного смещена назад. Нормальное взаимоотношение между челюстями формируется в процессе взросления ребенка, чему способствуют процессы активного сосания и жевания.

Однако правильное формирование челюстей часто нарушается. Это происходит вследствие недостаточного развития жевательной мускулатуры. Щель между группами фронтальных зубов обеих челюстей превышает допустимые 2 мм. А это отклонение от нормы способно существенно изменить фонацию и речь.

Рассмотрим распространенные виды прикуса, которые способны привести к серьезным нарушениям дикции.

Прикус влияет на речь

Дистальный

Неправильное смыкание характеризуется патологическим выдвижением вперед верхней челюсти по отношению к нижней. Проблема усугубляется нарушением пропорций лица, уменьшением подбородочной области, сложностями в процессе пережевывания пищи.

При такой клинической картине нижняя губа располагается под фронтальными элементами верхней челюсти. При произношении человеком звука «с» окружающие слышат «ф».

Мезиальный

При данном виде неправильной окклюзии подвижная челюсть увеличена, и нижние элементы зубного ряда перекрывают верхние.

Для аномалии характерно «межзубное» произношение шипящих и свистящих звуков. Отмечается дефект смягчения звуков «д» и «т».

Передний прикус открытого типа

Разновидность нарушения отличается отсутствием контакта между рядами в переднем отделе с образованием вертикальной щели. Рот человека находится в приоткрытом положении. Язык постоянно попадает в образованную щель, что приводит к межзубному сигматизму (шепелявости).

Диагностика в ортодонтии методыЛогика диагностики в ортодонтии и используемые методики.

Заходите сюда, чтобы ознакомиться с видами анкоража в ортодонтии.

По этому адресу http://zubovv.ru/ortodontiya/prikus/smeshhenie-sredney-linii.html мы расскажем, как исправляют смещение средней линии зубов.

Боковой прикус открытого типа

При данной патологии контакт между боковыми зубами обеих челюстей отсутствует. В пространстве между коренными зубами «гуляет» воздух.

Это обуславливает «боковое» произношение многих речевых звуков. Чаще неправильно звучат звуки «р», «к», «г», «х».

Глубокий прикус

Неправильное смыкание сопровождается выраженным перекрытием нижних зубов верхними элементами – это примерно на 1/3 коронки.

Нарушение звуков происходит из-за отсутствия возможности в процессе произношения приподнять кончик языка и зафиксировать его положение за верхними элементами.

Особенности аномалии не позволяют образоваться пространству между верхними и нижними резцами. Во время произношения выдыхаемый воздух не находит выхода. Звуки звучат зажато и неотчетливо.

Перекрестный прикус

Аномалия отличается несоответствием размеров и формы зубов в поперечном направлении. Это делает невозможным контакт краевой кромки языка с поверхностью жевательных зубов.

Воздушный поток проходит не по центру ряда, а с боковых сторон, вызывая хлопающее произношение. Звуки звучат нечетко, появляются дополнительные призвуки.

Также сильное влияние на речеобразование оказывает наличие пустот в переднем отделе зубного ряда. Отсутствие одного или нескольких фронтальных единиц препятствует правильной постановке свистящих и губно-зубных звуков. Речь становится невнятной и плохо артикулированной.

Очень важно своевременно диагностировать неправильный прикус у ребенка. Поэтому специалисты рекомендуют родителям следить за развитием зубочелюстного аппарата малыша и при малейших отклонениях, незамедлительно записываться на прием к ортодонту. Легче всего устранять аномалию при сменном прикусе.

В подростковом и зрелом возрасте проблемы с прикусом решаются сложнее. Но при грамотно спланированном ходе лечения, стать обладателем красивой улыбки и безупречной дикции можно за относительно короткий промежуток времени.

Задача ортодонта и логопеда

Неправильный прикус влияет на речь

Статистические данные свидетельствуют, что случаи речевых расстройств и аномалий прикуса ежегодно только возрастают. По этой причине совместное сотрудничество стоматологов, ортопедов и логопедов крайне необходимо.

Это позволит своевременно выявить развитие миофункциональных нарушений в детском и подростковом возрасте, а также предупредить патологии речи и строения зубочелюстного аппарата.

Речевой аппарат человека состоит из центрального и периферического отдела, первый из которых имеет двигательную и воспринимающую зоны. В периферическом отделе сосредоточены органы голосового аппарата, дыхания и фонетики (артикуляция).

Самым важным органом артикуляционной системы является язык. Образование отдельных звуков и членораздельность произношения обеспечивается за счет способности языка смыкаться с неподвижными органами артикуляции (зубы, небо, челюсти, губы) и изменять свое положение.

Нормальное произношение нарушается не только по причине отклонений в строении зубов и челюстей, но и из-за слабой подвижности языка. Поэтому, чтобы определить истинную причину плохой речи, важен осмотр, как логопеда, так и ортодонта.

Ортодонт

Ортодонт – зубной врач, специализирующийся на коррекции дефектов зубочелюстной системы.

В компетенцию этого специалиста входит устранение следующих дефектов:

  • нарушения прикуса различной степени тяжести, в том числе и требующие оперативного вмешательства;
  • прорехи и диастемы между зубами;
  • скученность зубов;
  • неправильный рост и положение элементов ряда;
  • патологии челюстных дуг;
  • проблемы с дыханием по причине аномального строения зубочелюстного аппарата;
  • сбои в разговорных функциях;
  • ослабление функциональности жевательных мышц;
  • выраженная асимметрия лица.

Логопед

Логопед – это специалист, занимающийся выявлением, диагностикой и устранением различных речевых дефектов, не только у детей и подростков, но и у взрослой категории пациентов.

К основным задачам доктора относятся:

  • коррекция правильного произношения звуков;
  • расширение активного лексикона;
  • повышение четкости произношения;
  • применение реабилитационных программ у пациентов, которые имеют проблемы с речью вследствие перенесенных заболеваний или травм;
  • выявление причин нарушения произношения и составления плана лечения;
  • определение наличия поражений органов речевой системы.

При нормальном функционировании речевого аппарата и полноценной способности обнаруживать и воспринимать звуки, нарушение речи чаще спровоцировано развитием дислалии – дисфункции, при которой искажается произношение или утрачивается способность произносить отдельные звуки.

Чаще такая патология развивается вследствие длительного «сюсюканья» с ребенком.

Дефектное произношение механического типа связано анатомическими патологиями периферических органов речи. Также механическая дислалия может возникать по причине нарушений прикуса, неправильного положения языка, проблем с функциональностью связочного соединения языка и нижней челюсти, ненормально высокой формы неба.

Формирование речи у детей завершается в 7 лет. Несмотря на это, первые проявления, свидетельствующие о нарушении речеобразования, могут появляться уже в полуторагодовалом возрасте. Именно в этот момент важно незамедлительно приступить к коррекции.

Если оставить признаки дислалии и других речевых нарушений без внимания, положение может усугубиться. В раннем возрасте специалисту легче активизировать правильную работу языка, тем самым нормализовать развитие всего зубочелюстного аппарата в целом.

Ортодонт и логопед должны работать в тандеме в случаях нарушения речи на фоне аномалии прикуса. Корректирующие меры наиболее эффективны в период сменного прикуса, когда ребенок достиг 5-лентнего возраста.

Причины развития аномалий

Влияет ли неправильный прикус на речь

Среди причин, способствующих развитию зубочелюстных аномалий и нарушениям произношения, специалисты выделяют следующее:

  • короткий период кормления грудью (менее 1,5 месяцев);
  • преимущественное присутствие мягкой пищи в рационе питания;
  • использование сосок плохого качества и длительное сосание пустышки;
  • привычка сосать палец и посторонние предметы, прикусывать губу;
  • непроизвольный скрежет зубами;
  • ранняя утрата зубов временного комплекта, запоздалое прорезывание единиц;
  • генерализованный кариес (острая форма);
  • болезни дыхательных органов (нарушается окклюзия из-за постоянного дыхания ртом);
  • травматические повреждения зубов;
  • генетический фактор.

У взрослых проблемы с прикусом и произношением чаще развиваются в силу следующих причин;

  • наличие увеличенных промежутков между зубами;
  • полная беззубость;
  • отсутствие в ряду одной или нескольких единиц;
  • тесное положение, повороты зубов в челюстной дуге.

Скелетная опораОбсудим вместе, какую роль играет скелетная опора в ортодонтии и что это такое.

В этой публикации мы расскажем о тактике лечения нижней ретрогнатии.

Здесь http://zubovv.ru/ortodontiya/prikus/kak-ispravit-s-pomoshhyu-koronok.html все самое важное об исправлении прикуса с помощью коронок.

Особенности лечения взрослых

Коррекция произношения и аномального прикуса у взрослых имеет свои особенности, которые обусловлены рядом факторов:

  • к исправлению приступают в период законченного формирования лицевого скелета;
  • костные структуры в зрелом возрасте плохо перестраиваются под действием ортодонтического аппарата;
  • возникает риск вторичного искривления рядов;
  • лечение затягивается на длительный период в сравнении со сроками устранения аномалий у детей;
  • возможны рецидивы;
  • взрослому пациенту сложно привыкнуть к корректирующей системе в полости рта;
  • не все виды аномалий прикуса можно исключить без хирургического вмешательства.

Коррекция произношения у взрослой категории пациентов проходит трудно, т. к. длительные проблемы с речью прочно закреплены.

Даже после результативного исправления прикуса идеальное произношение не восстанавливается. Чтобы добиться желаемого, логопед, совместно с пациентом, должен провести длительную и трудоемкую работу.

Важно! Чтобы лечение было эффективней, и пациент остался доволен его результатом, рекомендуется одновременно корректировать и прикус, и речь.

Влияет ли прикус на речь

Последствия отказа от коррекции

При запущенных формах аномалий прикуса и долгосрочных дефектах речи возникает риск развития осложнений, негативно влияющих на состояние жевательного и речеобразующего аппарата.

Последствия критичны:

  • Заболевания, характеризующиеся патологическими процессами в тканях пародонта (развиваются на фоне неправильного распределения нагрузок между зубами, часто приводят к утрате единиц).
  • Дисфункция работы ВНЧС (патология оказывает существенное влияние на качество жизни пациента).
  • Частые травмы мягких структур полости рта (велик риск появления злокачественных новообразований).
  • Эстетические проблемы, снижение самооценки, психологический дискомфорт.

Последствия грубого недоразвития речи не такие глобальные. Снижается способность человека к общению и установке связей, процессы адаптации в социальной среде проходят со сложностями.

Над детьми с речевыми проблемами смеются сверстники, что приводит к их замкнутости и нерешительности. Стоит отметить, что алалия пагубно сказывается на умственном и интеллектуальном развитии.

В ряде исследований детей с неправильным произношением было установлено, что малыши в возрасте 4 лет, имеющие проблемы с речью, формировали способность к овладению и пользованию различными типами мышления наравне со своими одногодками. А уже в 6 лет у таких пациентов наблюдалась умственная отсталость.

В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

Выводы

Доказано, что зубочелюстные дефекты способны существенно искажать произношение различных звуков. Добиться успешных результатов лечения прикуса и нормализации функций речевого аппарата можно, если принять во внимание следующие важные аспекты:

  • В составлении плана лечения должен участвовать как ортодонт, так и логопед.
  • Чем раньше приступить к устранению проблем, тем продуктивней будет результат.
  • Эффективность лечения зависит от возраста пациента, и его желания соблюдать врачебные наставления.
  • Лучше проводить коррекцию при сменном прикусе (однако успех исправления гарантирован в любом возрасте).
  • Нормальное речеобразование напрямую зависит от прикуса. При этом не стоит забывать, что и зубочелюстные дефекты могут возникать на фоне нарушений произношения.

Родители, помните! За формированием речи у ребенка нужно следить с годовалого возраста. При обнаружении малейших отклонений от нормы важно незамедлительно обратиться за помощью к специалистам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Top

Все права защищены, © 2015-2020 zubovv.ru Sitemap XML
Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления и не заменяет
квалифицированную медицинскую помощь. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: